Объявления

19/11/2018
Вопросы предотвращения и недопущения коррупционных правонарушений, а также преступлений коррупционной направленности.

Вопросы предотвращения и недопущения коррупционных правонарушений, а также преступлений коррупционной направленности.

Проблема предотвращения и пресечения нарушений (преступлений) антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений прав, нарушений правил служебного поведения на государственной службе является одной из наиболее острых на протяжении уже нескольких лет.

В основу системы запретов и ограничений положены запреты, ограничения и обязанности, предусмотренные Законами о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.

Общие для всех категорий лиц запреты и ограничения устанавливаются Законом о противодействии коррупции, согласно которому иные запреты, ограничения и обязанности распространены на категории лиц с учетом их правового статуса. Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы в качестве основной задачи, решение которой должно быть обеспечено в предстоящие годы, предусмотрено повышение влияния этических (нравственных) норм в обеспечении соблюдения антикоррупционных требований лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации.

Совершенствование этических основ государственной службы предполагает определение места и положения этических правил в системе обязываний, запретов и ограничений на государственной службе, а также механизмов, обеспечивающих повседневный контроль за соблюдением этических норм.

Обязанность соблюдать требования этики и служебного поведения в силу рекомендательного характера их положений в настоящее время не подкреплена применением соответствующих мер юридической ответственности, в связи с чем не достигается их добросовестное повседневное соблюдение. Это так сказать на совести каждого))))

Нарушения, связанные с несоблюдением служебных стандартов (запретов, правоограничений, обязанностей), по законодательству о государственной службе являются ситуациями конфликта интересов и не образуют составов административных правонарушений. Служебные действия (бездействие), нарушающие антикоррупционные стандарты и процедуры, за которые установлена дисциплинарная ответственность, регламентированная нормами об отдельных видах государственной службы, образуют дисциплинарные проступки. У вас наверняка приняты локальные нпа антикоррупционной направленности, кодекс этики и служебного поведения, стенды, семинары.

Перейдем к рассмотрению более серьезных моментов. Коррупционных преступлений. Понятие определено в Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Таким образом, коррупционное преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц. Если обратиться к перечню, установленному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее - Постановление Пленума N 24), к коррупционным преступлениям отнесены ст. ст. 290, 291, 291.1, 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ, т.е. преступления, связанные со взяточничеством и коммерческим подкупом.

Среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ в Уголовный кодекс РФ включена новая норма, предусматривающая ответственность за посредничество во взяточничестве. В соответствии с положениями ст. 291.1 УК РФ посредничеством во взяточничестве признается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве наступает, когда размер взятки является значительным. Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.

 

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет,

или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, (20 взял – 1 млн штраф)

либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,

либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,

либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

 

Интересное нововведение в санкции указанной статьи – суд назначает штраф по принципу кратности: «взял 30 тыс. рублей – отдал 1.5 миллиона».

 

Отдельно хотелось бы остановиться на ст. 291.2. Мелкое взяточничество (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

 

1. Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вместе с тем случаи такие есть в 2017 году осужден младший инспектор группы надзор отдела безопасности одной из ФКУ ИК на территории Астраханской области по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ за получение взятки в размере 2000 за пронос через кпп на территорию ФКУ ИК алкогольной продукции. Назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев с удержанием 10% в доход государства ежемесячно, лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в государственных органах и органах местного самоуправления. Инстпектор соответственно был уволен.

В целом коррупционные дела не редкость, в истекшем периоде 2018 года Советским районным судом рассмотрено 8 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 11 лиц.

 

Помощник прокурора Советского района г. Астрахани

А.С. Коновалова

Все объявления