Архив новостей

Тема

2/12/2022
Разъяснят помощник прокурора Абрамова Е.В. : Федеральным законом от 04.11.2022 № 434-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень данных оснований дополнен таким основанием, как призыв работодателя - физического лица или работодателя, являющегося единственным учредителем (участником) юридического лица, одновременно обладающего полномочиями единоличного исполнительного органа этого юридического лица, на военную службу по мобилизации, объявленной Президентом Российской Федерации (в случае, если такой работодатель на период прохождения им военной службы по мобилизации не уполномочил другое лицо на осуществление своих прав и исполнение своих обязанностей в качестве работодателя).
2/12/2022
Разъясняет помощник прокурора Насонов С.С.: Федеральным законом от 21.11.2022 № 465-ФЗ изложены в новой редакции абзац 2 пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и часть 3.1 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентировавшие право преимущественного приёма детей, воспитывающихся в одной семье, в дошкольные и общеобразовательные организации, в которых обучаются их брат или сестра. Теперь каждый из воспитывающихся вместе детей, в том числе ребёнок, усыновленный (удочерённый) или находящийся под опекой или попечительством в семье, включая приёмную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатную семью, имеет право преимущественного приёма на обучение по основным общеобразовательным программам в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его брат или сестра (полнородные и неполнородные, усыновлённые (удочерённые), дети, опекунами (попечителями) которых являются родители, законные представители этого ребёнка, или дети, родителями, законными представителями которых являются опекуны (попечители) этого ребёнка. Как и ранее, исключение составляют предусмотренные федеральным законодательством случаи приёма либо перевода детей в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углублённым изучением отдельных предметов или профильного обучения, а также в образовательные организации, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, с индивидуальным отбором. Изменения вступают в силу со 2 декабря 2022 года. Реализации детьми права преимущественного приёма в образовательные организации, которые посещают другие дети, воспитывающиеся с ними в одной семье, осуществляется на основании заявлений их законных представителей -родителей, усыновителей, опекунов, попечителей.
2/12/2022
Разъясняет помощник прокурора Котельников А.С.: Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности является наркомания и вовлечение все большего количества людей в потребление наркотиков. За незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие шестнадцати лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Уголовно наказуемыми являются: - незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее – наркотические средства) (ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации); - незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (ст. 228.1 УК РФ); - нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ); - незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств (ст. 228.3 УК РФ); - незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств (ст. 228.4 УК РФ); - хищение либо вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ); - контрабанда наркотических средств, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств (ст. 229.1 УК РФ); - склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ); - незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); - организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств (ст. 232 УК РФ); - незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств (ст. 233 УК РФ); - незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ); - незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 234.1 УК РФ); - контрабанда сильнодействующих веществ (ст. 226.1 УК РФ). Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств является их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки. При этом не имеет значения, в течение какого времени и где (при себе, в помещении, тайнике и других местах) лицо незаконно хранило наркотическое средство. Существенным дополнением к уголовно-правовым мерам борьбы с наркоманией, содержащимся в УК РФ, является примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками. В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Ответственность за совершение преступлений в указанной сфере варьируется от назначения штрафа от 100 тыс. руб. вплоть до пожизненного лишения свободы, предусмотренного ч. 5 ст. 228.1 УК РФ. Кроме того, ч. 3 ст. 230, а также ст. 233 УК РФ в качестве дополнительного наказания предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с максимальным сроком – до 20 лет. Наряду с уголовной ответственностью предусмотрена также административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, круг которых также достаточно обширен. Административная ответственность наступает в следующих случаях: - при незаконном обороте наркотических средств (ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); - при потреблении наркотиков без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ); - при уклонении от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9.1 КоАП РФ); - при вовлечении несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ); - при пропаганде наркотических средств (ст. 6.13 КоАП РФ); - при нарушении правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств (ст. 6.15 КоАП РФ); - при нарушении правил оборота наркотических средств (ст. 6.16 КоАП РФ); - при незаконных приобретении, хранении, перевозке, производстве, сбыте или пересылке прекурсоров наркотических средств (ст. 6.16.1 КоАП РФ); - при непринятии мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства (ст. 10.4 КоАП РФ); - при непринятии мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства (ст. 10.5 КоАП РФ); - при незаконном культивировании растений, содержащих наркотические средства (ст. 10.5.1 КоАП РФ); - при потреблении наркотических средств в общественных местах (ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ); - при потреблении несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет наркотических средств без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 20.22 КоАП РФ); Указанные статьи предусматривают наказания для правонарушителей в виде штрафов от 1500 руб. до административного ареста до 15 суток. Согласно статье 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания. Существует также правовая возможность освобождения от административной ответственности: примечанием к статье 6.9 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
2/12/2022
Разъясняет помощник прокурора Круглова И.Е.: В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (ст. 12, 151 Гражданского кодекса РФ). Постановление Пленума ВС РФ от 15.11.2022 № 33 разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право авторства и др.) Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей». В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав. Гражданин, потерпевший от преступления против собственности, например, при совершении кражи, мошенничества и др., вправе предъявить требование о компенсации морального вреда, если ему причинены физические или нравственные страдания вследствие нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага. Правила о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поскольку право требовать компенсацию морального вреда неразрывно связано с личностью потерпевшего и носит личный характер, в том числе в случае нарушения прав потребителей, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, оно не может быть передано в порядке правопреемства (уступки требования) любому лицу. Право на компенсацию морального вреда, как неразрывно связанное с личностью потерпевшего, не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству. Право на получение денежной суммы, взысканной судом в счет компенсации морального вреда, переходит к наследникам в составе наследственной массы в случае, если потерпевшему присуждена компенсация, но он умер, не успев получить ее. Требование о компенсации морального вреда, предъявленное в защиту нематериальных благ, принадлежащих умершему, не подлежит судебной защите, если иное не установлено законом. Моральный вред, причиненный в связи с незаконным или необоснованным уголовным или административным преследованием, может проявляться, например, в возникновении заболеваний в период незаконного лишения истца свободы, его эмоциональных страданиях в результате нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц прав и свобод человека и гражданина, в испытываемом унижении достоинства истца как добросовестного и законопослушного гражданина, ином дискомфортном состоянии, связанном с ограничением прав истца на свободу передвижения, выбор места пребывания, изменением привычного образа жизни, лишением возможности общаться с родственниками и оказывать им помощь, распространением и обсуждением в обществе информации о привлечении лица к уголовной или административной ответственности, потерей работы и затруднениями в трудоустройстве по причине отказов в приеме на работу, сопряженных с фактом возбуждения уголовного дела, ограничением участия истца в общественно-политической жизни. При определении размера компенсации судам в указанных случаях надлежит учитывать в том числе длительность и обстоятельства уголовного преследования, тяжесть инкриминируемого истцу преступления, избранную меру пресечения и причины избрания определенной меры пресечения, длительность и условия содержания под стражей, вид и продолжительность уголовного наказания, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание. При этом содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, сами по себе не порождают у него право на компенсацию морального вреда. Право на компенсацию морального вреда в связи с проведением в жилище обыска, выемки, признанных судом незаконными, возникает как у лиц, в отношении которых судебным решением санкционировано их проведение, так и у иных лиц, проживающих в жилом помещении, где производятся обыск, выемка, если данными незаконными действиями этим лицам в результате нарушения их прав (например, на тайну личной жизни) причиняются физические и (или) нравственные страдания.
2/12/2022
Разъясняет помощник прокурора Давлетова Э.Р.: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 №1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» доходы граждан, призванных по мобилизации на военную службу, включая суммы единовременных выплат таким гражданам, не будут учитываться при оценке нуждаемости их семей для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также для получения следующих мер социальной поддержки: - ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; - ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет; - ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; - ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или второго ребенка, установленной Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в связи с отсутствием в расчетном периоде у трудоспособных членов семьи заявителя доходов, полученных в денежной форме, не принимается в случае, если такие члены семьи были призваны на военную службу по мобилизации. При принятии решения о предоставлении мер социальной поддержки, а также при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с учетом вышеизложенных положений постановления Правительства Российской Федерации их назначение осуществляется на 6 месяцев. Подтверждающие факт мобилизации документы представляются в уполномоченный орган заявителем самостоятельно.
2/12/2022
Разъясняет помощник прокурора Сорокина И.Д.: Правительством Российской Федерации скорректированы особенности осуществления в 2022 году государственного и муниципального контроля. Они коснулись также оснований и порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2036 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в соответствии с которыми расширен перечень оснований проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с прокурором. Данными изменениями предусмотрено, что проведение внеплановой проверки будет осуществляться при условии обязательного согласования с органами прокуратуры, по решению руководства Роструда или его территориальных органов в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца.
2/12/2022
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», расширяющих круг социальных гарантий для волонтеров и добровольцев. Так, добровольцу (волонтеру) предоставлено право получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией, поддержку в форме: -страхования жизни или здоровья добровольца (волонтера); -возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на страхование своих жизни или здоровья; -возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), причиненного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности. Если вред жизни или здоровью добровольца (волонтера) причинен при осуществлении им определенной законом деятельности, например, связанной с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, профилактикой и тушением пожаров, содействием в оказании гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь, участием в поиске лиц, пропавших без вести, доброволец (волонтер) имеется право на компенсацию за счет средств федерального бюджета. При этом обязательным условием получения такой компенсации является наличие сведений о добровольце (волонтере) в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства). Компенсация выплачивается добровольцу (волонтеру) в случае причинения вреда его здоровью; лицам, круг которых определяется Правительством Российской Федерации, в равных долях в случае смерти добровольца (волонтера). Компенсация выплачивается независимо от выплаты иных сумм, причитающихся добровольцу (волонтеру) или указанным выше другим лицам, в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), включая страховые выплаты по договорам обязательного или добровольного личного страхования, компенсационные выплаты и единовременные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией. Размер, порядок и условия назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Помощник прокурора Плискин Ф.В.
2/12/2022
С 1 января 2023 года вступает в законную силу постановление Правительства РФ от 19.11.2022 № 2100 «О внесении изменений в Правила определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования». Изменениями скорректированы правила определения численности застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования. Изменения в Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2018 г. № 1337, внесены в связи со вступлением с 1 декабря 2022 года в силу положений части 5 статьи 43 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которыми предусмотрено определение Правительством РФ порядка ведения персонифицированного учета. Кроме этого, изменения обусловлены вступающими в силу с 1 января 2023 года положениями указанного Федерального закона, которыми в круг лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, включаются также лица, указанные в части 1.1 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ. Постановление вступает в силу с 1 января 2023 года и распространяется на правоотношения, возникающие в процессе формирования бюджета ФФОМС, региональных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, начиная с бюджетов на 2024 год и последующие годы.
2/12/2022
На основании статьи 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в случае ликвидации организации, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка. Данное пособие выплачивает фонд социального страхования со дня, следующего за днем увольнения с работы по день исполнения ребенку возраста полутора лет. Установлен размер ежемесячного пособия: до 31 декабря 2022 года - если увольнение в связи с ликвидацией работодателя произошло во время отпуска по беременности и родам — 40% средней зарплаты за последний год до увольнения. Минимум — 7 677,81 рубль в месяц, максимум — 15 355,62 рубля; - если увольнение во время отпуска по уходу за ребенком: в размере ежемесячного пособия на последнем месте работы, но не больше 15 355,62 рублей; - если увольнение во время беременности — 7 677,81 рубль в месяц. С 1 января 2023 года можно получать единое пособие от 50 до 100% прожиточного минимума для детей с учетом нуждаемости. Возможны альтернативные варианты назначения пособий до 1,5 лет с 2023 года. 1. Мама может устроиться на другую работу на неполный рабочий день или на дому. Право на пособие сохраняется в размере 40% среднего заработка за два года на предыдущей работе, но не меньше 7 677,81 и не больше 31 282,82 рублей в месяц. 2. После ликвидации компании женщина может получить пособие по безработице:— три месяца — 75% среднего заработка, но не больше 12 792 рублей— еще три месяца — 60%, но не более 5 000 рублей.В этот период пособие по уходу за ребенком выплачиваться не будет. 3. Отпуск по уходу возьмет работающий папа — ему пособие будет начисляться с учетом зарплаты. При этом можно работать неполный день.
2/12/2022
Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия назначается раньше страховой. Женщины могут начать получать её в 55 лет, мужчины — в 60 лет. Причём оформить выплату можно как частями, так и единовременно. За накопительной пенсией могут обратиться: - россияне, которые официально работали с 2002 по 2013 год; - те, кто платил добровольные пенсионные взносы; - люди, направившие маткапитал на формирование пенсии. Накопительную часть пенсии выплачивают: - ежемесячно, бессрочно; - единовременно — тем, у кого нет права на страховую пенсию или размер накопительной меньше общей суммы страховой и накопительной на 5%; - срочной пенсионной выплатой в течение 10 лет, которая складывается из маткапитала, пенсионных отчислений и процентов от вкладов. Размер накопительной пенсии определяется из общей суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, поделенного на количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии. Получение накопительной пенсии не влияет на размер страховых выплат.